Номера, особенности и цены конвертов приводятся по каталогу "Художественные маркированные конверты" А.А.Лапкина. Зеленоград. 2004-2008 гг. Номера марок - по каталогу В.Ю.Соловьева.

АВИАТЕМА НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАРКИРОВАННЫХ КОНВЕРТАХ (ХМК)

Иллюстрированный тематический указатель к каталогу А.А.Лапкина

Комментарии:  Ученый Н.Е.Жуковский.

На лицевой стороне конверта: Русский ученый, основоположник современной гидро- и аэродинамики Н.Е.Жуковский. 1847-1921.

На оборотной стороне конверта: Издание Министерства связи СССР.

4/I-72 г. Цена 5 к. Художник А.Соколов

Изготовлено на Пермской ф‑ке Гознака.

Дополнительные сведения: Оценка каталога 2008 г. - 60 руб.

№ 72-7 (7984) Русский ученый, основоположник современной гидро- и аэродинамики Н.Е.Жуковский. 1847-1921.

 Марка номиналом 4 к. серо-ультрамариновая.

Примечания. Николай Егорович Жуковский (1847 – 1921) - российский ученый в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики.

Родился в семье инженера-путейца. В 1868 году окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика. С 1870 года преподаватель физики 2-й Московской женской гимназии, с 1872 года преподаватель математики, с 1874 года доцент по кафедре аналитической механики Московского высшего технического училища (МВТУ). В 1876 году защитил магистерскую диссертацию "Кинематика жидкого тела". За исследование "О прочности движения" Жуковскому была присуждена степень доктора прикладной математики (1882). С 1885 года преподавал теоретическую механику в Московском университете. В МВТУ и Московском университете Жуковский работал до конца жизни.

В 1902 году под руководством Жуковского при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 году под его руководством в поселке Кучино под Москвой был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 году при непосредственном участии Жуковского в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910-12 годах Жуковский прочитал в МВТУ курс лекций "Теоретические основы воздухоплавания", в котором были систематизированы теоретические работы самого Жуковского, его ученика С. А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, МВТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 года Жуковский преподавал на курсах офицеров-летчиков при МВТУ, там же было создано авиационное расчетно-испытательное бюро, в котором под руководством Жуковского разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчета самолетных конструкций.

В декабре 1918 года Советским правительством по предложению Жуковского был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Жуковским теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационных техникум, на базе которого в 1920 году был создан институт инженеров Красного воздушного флота (с 1922 года - Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).

Первые исследования Жуковского по теории полета относятся к 1890 году. Работа "О парении птиц" (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты, впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в том числе "мертвая петля" (петля Нестерова), и работа "О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов" (1897) послужили основанием для создания аэродинамического расчета самолета. В статьях "К теории летания" (1890), "О крылатых пропеллерах" (1898), "О полезном грузе, поднимаемом геликоптером" (1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах "О падении в воздухе легких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси" (1906) и "О присоединенных вихрях" (1907) Жуковский изложил открытый им в 1904 году принцип образования подъемной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять ее величину. Теорема Жуковского, устанавливающая связь подъемной силы крыла с циркуляцией, является основой аэродинамики. В цикле работ Жуковского 1910-12 годов "О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов" (1910), "Геометрические исследования о течении Кутта" (1911-12) и др. и в ряде работ С. А. Чаплыгина предложена гипотеза о сходе струй потока с задней кромки, давшая способ определения циркуляции и утвердившая фундаментальное значение теоремы Жуковского для авиации. В этих работах развит математический аппарат для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических "профилей Жуковского". В 1912-18 годах Жуковский опубликовал 4 статьи под общим названием "Вихревая теория гребного винта", в которых, опираясь на разработанную им теорию крыла, установил законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования воздушных винтов.

В работах "Динамика аэропланов в элементарном изложении" (1913-16), "Аэродинамический расчет аэропланов" (1917), "Исследование устойчивости конструкций аэропланов" (1918), "К задаче о прочности аэропланов" (1918), "Элементарная теория устойчивости аэропланов" (1920) Жуковский создает основы аэродинамического расчета самолета, расчета динамической продольной устойчивости и прочности самолетов.

Жуковский создал единую научную дисциплину - экспериментальную и теоретическую аэродинамику, развитие которой неразрывно связано с прогрессом самолетостроения.

Конструктор сайтов - uCoz