Номера, особенности и цены конвертов приводятся по каталогу "Художественные маркированные конверты" А.А.Лапкина. Зеленоград. 2004-2008 гг. Номера марок - по каталогу В.Ю.Соловьева.

АВИАТЕМА НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАРКИРОВАННЫХ КОНВЕРТАХ (ХМК)

Иллюстрированный тематический указатель к каталогу А.А.Лапкина

Комментарии:  Летающая лодка Д.П. Григоровича "М‑5". 

На лицевой стороне конверта: АВИА  Летающая лодка Д.П. Григоровича (1914).

На оборотной стороне конверта: Издание Министерства связи СССР.

17/VII-74 г. Цена 7 к. Художники А. Коврижин, Н. Шевцов

Изготовлено на Пермской ф‑ке Гознака.

Дополнительные сведения: Оценка каталога 2008 г. - 40 руб.

№ 74-485 (9859) АВИА  Летающая лодка Д.П.Григоровича (1914).

 Марка номиналом 6 к. темно-зеленая.

Примечания. Создатель первого в истории авиации гидросамолета - талантливый русский конструктор Дмитрий Павлович Григорович (1883-1938) еще, будучи студентом Киевского политехнического института, увлекся авиацией. В институте в это время был создан авиационный кружок, в работе которого Григорович принимал самое активное участие. Окончив Киевский политехнический институт, Д.П. Григорович занялся постройкой первого спортивного самолета, который он назвал "Г-1". Близ институтских зданий Григорович приспособил сарай под сборку машины. Детали самолета изготовлялись конструктором на квартире. Вскоре Григорович переехал из Киева в Петербург, где в это время зародилось авиационное общество "Первое Российское Товарищество Воздухоплавания". Задачей общества являлось развитие отечественной авиации. Григорович охотно принял предложение занять пост технического директора и главного конструктора завода товарищества. Молодой инженер увлекся идеей создания конструкции самолета типа "летающей лодки". Идея создания гидросамолета возникла у Григоровича не случайно. Россия, омываемая многими морями и океанами, богатая реками и озерами, нуждалась в самолете, который мог бы использовать в качестве взлетной и посадочной площадки водные пространства. И вот в начале 1913 г. был спроектирован первый в мире гидросамолет "М-1". За ним в том же году появились самолеты "М-2" и "М-4". Летающая лодка "М-1" - двухместный учебно-тренировочный биплан с мотором "Гном". Мощность двигателя его была равна 80 л.с. Скорость "М-1" достигала 100 км/час. Талантливый инженер Д.П. Григорович, непрерывно улучшая свой гидросамолет "М-1", создает одну за другой конструкции летающих лодок, лучшей из которых была "М-5", созданная в 1914 г. Прототип был собран в апреле 1915 года, а в мае на Крестовском острове в Санкт-Петербурге лётчик Я.И.Седов-Серов совершил на нём первые полёты. Гидросамолет "М-5" принес Григоровичу широкую известность. Летающая лодка "М-5" обладала весьма высокими летными характеристиками, хорошими мореходными качествами. Поэтому она была немедленно принята на вооружение. Всего морская авиация получила 183 машины. Это был двухместный биплан деревянной конструкции. Размах крыльев самолета - 11,5 м; площадь крыла - 30 кв.м; крыло двухлонжеронное, обтянутое полотном; общий вес конструкции - 660 кг, на 220 кг меньше веса его прототипа "М-1"; полезная нагрузка "М-5" - 300 кг. Гидросамолет развивал скорость 128 км/час. По тому времени эта скорость являлась весьма высокой. Посадочная же скорость "М-5" едва достигала 68 км/час. Потолок "М-5" был равен 4450 м, а продолжительность пребывания в воздухе - 5 часов. Высоту 1000 м машина набирала за 5 мин. 36 сек., а высоту 3000 м - за 24 мин. 36 сек. Самолет "М-5" прослужил более семи лет. Многие наши морские летчики прошли обучение на этой машине.
Первые русские гидросамолеты и особенно гидросамолет "М-5" и разведывательный самолет типа "М-9" приобрели самую широкую известность. Не случайно военное ведомство Соединенных Штатов Америки вскоре после начала мировой империалистической войны 1914-1918 гг. попросило русское правительство передать ему несколько гидросамолетов конструкции Д.П. Григоровича. Используя русские самолеты как образцы, американцы организовали серийное производство аналогичного типа машин.

Марка 1974 года №4425 (Сол.)

Конструктор сайтов - uCoz