Номера, особенности и цены конвертов приводятся по каталогу "Художественные маркированные конверты" А.А.Лапкина. Зеленоград. 2004-2008 гг. Номера марок - по каталогу В.Ю.Соловьева. |
АВИАТЕМА НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАРКИРОВАННЫХ КОНВЕРТАХ (ХМК)Иллюстрированный тематический указатель к каталогу А.А.Лапкина |
Комментарии: Изобретатель А.Ф.Можайский. На лицевой стороне конверта: Русский изобретатель, создатель первого самолета А.Ф.Можайский 1825 - 1890. На оборотной стороне конверта: © Министерство связи СССР, 1974 г. 17/Х-74 г. Цена 5 к. Художник П.Бендель Изготовлено на Пермской ф‑ке Гознака. Дополнительные сведения: Оценка каталога 2008 г. - 40 руб. |
№ 74-677 (10051) Русский изобретатель, создатель первого самолета А.Ф. Можайский. 1825 - 1890.Марка номиналом 4 к. голубая. Примечания. Мысль о создании летательного аппарата тяжелее воздуха появилась у Можайского еще в 1855 г., когда он начал вести тщательные наблюдения за полетами птиц и воздушных змеев. В 1872 г. после ряда кропотливых исследований и экспериментов Можайский установил зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением при различных углах атаки и обстоятельно осветил вопрос полета птиц. Проверяя свои выводы и наблюдения на практике, Можайский производил опыты в двух направлениях: с одной стороны, он работал над винтами, которые должны были создавать самолету тягу в воздухе, с другой, - над моделями самолетов. В 1876 г. Можайский, по свидетельству инженера Богословского, "два раза поднимался в воздух и летал с комфортом" на воздушном змее. Кроме опытов с воздушными змеями, А.Ф. Можайский работал над созданием летающих моделей своего будущего самолета. Можайский произвел большое количество различных расчетов, исследований и экспериментов, в результате которых в сентябре 1876 г. он построил первую летающую модель самолета. Эта модель, названная им "летучкой", состояла из небольшой лодочки-фюзеляжа, к которой под углом 3° была прикреплена одна прямоугольная несущая поверхность. Тягу модели создавали три воздушных винта, один из которых располагался в носу лодочки, а два других в специально сделанных прорезях крыла. Винты приводились в движение заведенной часовой пружиной. Рулевые поверхности (горизонтальная и вертикальная) были вынесены назад. Для взлета и посадки модель имела четыре колеса, расположенных под фюзеляжем. Модель совершала устойчивые полеты со скоростью свыше 5 м/сек с дополнительной нагрузкой около 1 кг. Сооружение самолета в его натуральную величину требовало затраты значительных денежных сумм, которыми он не располагал. Весной 1878 г. А.Ф. Можайский решил перейти к постройке самолета в натуральную величину, но из-за отсутствия средств приступить к ней не смог. 4 июня 1880 г. Можайский обратился в департамент торговли и мануфактур с просьбой о выдаче ему патента на изобретенный им "воздухолетательный снаряд" и получил его 3 ноября 1881 г. Это был первый в мире патент на самолет, и он был выдан русскому изобретателю-моряку капитану 1 ранга А.Ф. Можайскому. |
|