Номера, особенности и цены конвертов приводятся по каталогу "Художественные маркированные конверты" А.А.Лапкина. Зеленоград. 2004-2008 гг. Номера марок - по каталогу В.Ю.Соловьева. |
АВИАТЕМА НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАРКИРОВАННЫХ КОНВЕРТАХ (ХМК)Иллюстрированный тематический указатель к каталогу А.А.Лапкина |
Комментарии: Авиаконструктор Н.Н.Поликарпов. Самолеты По‑2 и И‑16. На лицевой стороне конверта: Герой Социалистического Труда авиаконструктор Н.Н. Поликарпов. 1892 - 1944 На оборотной стороне конверта: © Министерство связи СССР, 1978 г. 7/III-78 г. Цена 5 к. Художник П.Бендель Изготовлено на Пермской ф‑ке Гознака. Дополнительные сведения: Оценка каталога 2008 г. - 18 руб. |
№ 78-149 (12710) Герой Социалистического Труда авиаконструктор Н.Н. Поликарпов. 1892-1944.Марка номиналом 4 к. голубая. Примечания. Поликарпов Николай Николаевич - советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при нём (1916) работал в авиационном подразделении Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), где до 1918 года под руководством И.И. Сикорского работает заведующим производством. Участвовал в постройке самолёта "Илья Муромец" и проектировании истребителей РБВЗ. С 1918 работал на заводе "Дукс" (авиазавод №1), где до 1923 г. руководил техническим отделом. Весной 1923 г. Поликарповым был создан первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400), ставший первым в мире истребителем - свободонесущим монопланом. В 1923 под руководством Поликарпова создан и разведчик Р-1. В январе 1925 Поликарпов добился организации на ГАЗ 1 им. АВИАХИМ опытного отдела и стал его начальником. В феврале 1926 г. Н.Н.Поликарпова назначили начальником отдела сухопутного самолетостроения (ООС) ЦКБ "Авиатреста". В 1927 он создает истребитель И-3, в 1928 - разведчик Р-5 (получил широкую известность в связи со спасением экспедиции парохода "Челюскин"), самолёт первоначального обучения У-2, (получивший всемирную известность и переименованного в По-2 после смерти конструктора). По-2 и разведчик Р-5 отмечались призами на международных авиационных выставках (1928 и 1930). В 1929 г. его арестовывают по стандартному обвинению - "участие в контрреволюционной вредительской организации" - и без суда приговаривают к высшей мере наказания. Более двух месяцев Поликарпов находился в ожидании расстрела. В декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в "Особое конструкторское бюро" (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39 им. В.Р.Менжинского. Здесь совместно с Д.Григоровичем в 1930 он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1931 г. коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову, Орджоникидзе самолета И-5, пилотировавшегося Чкаловым и Анисимовым, было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В 30-х гг. работал сначала в должности заместителя начальника бригады № 3 ЦКБ-ЦАГИ П. О. Сухого, потом начальником бригады № 2 ЦКБ на базе авиазавода № 39 (руководителем которого (ЦКБ) был С. В. Ильюшин). В это время были созданы истребители И-15, И-16, И-153 "Чайка", составившие основу советской истребительной авиации в предвоенные годы. 21 ноября 1935 г. на И-15 летчик В.К. Коккинаки установил мировой рекорд высоты - 14575 км. После ареста А.Н. Туполева в 1938 году Н.Н. Поликарпов был назначен Главным конструктором КБ размещенного на территории авиазавода № 156. К концу 1938 г. был построен истребитель И-180 - развитие И-16 с двигателем М-87. Но гибель на нем В.П.Чкалова в первом же испытательном полете вновь ввергло Поликарпова в опалу. Были арестованы его заместитель - ведущий конструктор Д.Томашевич, директор завода №156 Усачев и др. Самого Поликарпова от ареста спасло только то, что он отказался подписать акт готовности самолета к первому полету и ходатайство Байдукова. В 1939 Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер П.В.Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути — новое КБ, под руководством Артема Микояна. Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности на утверждение перед своей поездкой в Германию. Затем под Поликарпова в старом ангаре на окраине Ходынки был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ (в настоящее время — ОКБ и опытный завод им. П.О.Сухого). Даже на этом небольшом (по сравнению с предыдущим) заводе были созданы опытные и предсерийные лучшие истребители времен Второй Мировой войны — И-185 и другие. С 1943 года Н. Н. Поликарпов — профессор Московского авиационного института. В авиационных кругах Н. Н. Поликарпова называли «королем истребителей»: на протяжении почти 10 лет советскую истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами. |
|