Номера, особенности и цены конвертов приводятся по каталогу "Художественные маркированные конверты" А.А.Лапкина. Зеленоград. 2004-2008 гг. Номера марок - по каталогу В.Ю.Соловьева.

АВИАТЕМА НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАРКИРОВАННЫХ КОНВЕРТАХ (ХМК)

Иллюстрированный тематический указатель к каталогу А.А.Лапкина

Комментарии: Летчик Амет-Хан Султан.

На лицевой стороне конверта: Дважды Герой Советского Союза, летчик-испытатель СССР, подполковник Амет-Хан Султан. 1920 - 1971

На оборотной стороне конверта:

© Министерство связи СССР, 1978

06.12.78. Цена 5 к. Художник Н.Дворников

Изготовлено на Пермской ф‑ке Гознака.

Дополнительные сведения: Оценка каталога 2008 г. - 15 руб.

№ 78-643 (13203) Дважды Герой Советского Союза, летчик-испытатель СССР, подполковник Амет-Хан Султан. 1920 - 1971.

 Марка номиналом 4 к. голубая.

Примечания.  Амет-Хан Султан после окончания школы работал подручным котельного мастера в железнодорожном депо, одновременно учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1939 года. После окончания в 1940 году Качинской авиационной школы, 1 год служил в Белоруссии, в строевой части.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. В конце декабря 1941 года лейтенант Амет-Хан в числе других лётчиков полка был направлен в Кинешму (Ивановская обл.) для переподготовки на английский истребитель «Харрикейн». Затем вернулся в свой полк, который в это время вошёл в систему ПВО города Ярославля. 31 мая 1942 года на окраине Ярославля на высоте 7300 м Амет-Хан Султан встретил немецкий разведчик Ju-88D-1. Он бросился в атаку, открыв огонь из всех пулемётов. "Юнкерс" на большой скорости, умело маневрируя, изворотливо уходил от прицельного огня. Наконец Амет-Хану удалось зайти с задней полусферы. Длинной очередью уничтожил пулемётную точку бомбардировщика. Когда после очередного боевого разворота поймал в прицел "Юнкерс", снова нажал на гашетку, но выстрелов не последовало — кончился боезапас. Тогда Амет-Хан левым крылом своего "Харрикейна" ударил по фюзеляжу "Юнкерса". "Харрикейн" застрял в корпусе немецкого самолёта и загорелся. Оба самолёта начали падать вместе. Амет-Хану пришлось покинуть самолёт/ По сентябрь 1942 года сражался в составе 4-го ИАП  ( летал на И-153, "Харрикейне" и Як-7 ), затем - до конца войны в составе 9-го Гвардейского ИАП  ( на Як-1, "Аэрокобре" и Ла-7 ).

К августу 1943 года командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого Гвардейского авиационного полка  ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная Армия, Южный фронт )  Гвардии капитан Амет - Хан Султан совершил 359 боевых вылетов  ( из них 110 в небе Сталинграда ), провёл 79 воздушных боёв, в которых сбил 11 самолётов противника лично и 19 - в составе группы.

24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны произвёл 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 и в группе 19 самолётов противника.

29 июня 1945 года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 1-я Воздушная армия )  Гвардии майор Амет - Хан Султан награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны поступил в Военно-воздушную академию, но вскоре ушёл и стал работать лётчиком - испытателем  ( всего освоил около 100 машин ). В 1946 года - Гвардии подполковник. В 1947 году получил звание "Лётчик - испытатель 1-го класса". В 1952 году удостоен Сталинской премии. В 1961 году присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР". Погиб 1 февраля 1971 года при испытании нового двигателя на Ту-16ЛЛ.

Конструктор сайтов - uCoz