№ 74-464 (9838) АВИА Самолет "Русский витязь" (1913).
Марка номиналом 6 к. карминно-лиловая.
Примечания. «Русский витязь» — первый в мире четырёхмоторный самолет для стратегической разведки, дал начало тяжёлой авиации. Самолет был спроектирован И.И.Сикорским в 1912 г. и закончен постройкой в начале 1913 г. Самолет «Русский Витязь» был построен в одном экземпляре, но претерпел несколько видоизменений. Самолет, первоначально названный «Гранд-Балтийский» (иногда назывался «Гранд» или «Большой Балтийский»), строился на Русско-балтийском вагонном заводе. В марте 1913 г. самолет был вывезен на Комендантский аэродром. Первоначально на нем стояли два двигателя «Аргус» в 100 л. с. каждый. 15 марта «Гранд» был впервые испытан И. И. Сикорским. Полет прошел удачно, однако было ясно, что мощность двигателей в 200 л. с. недостаточна. Потолок «Гранда» не превышал 100 м. Сразу же после первых проб на нем были установлены еще два двигателя «Аргус» в тандем к первым, так как конструкторы опасались возникновения сильных заворачивающих моментов в случае остановки двигателей одной стороны. Первые полеты четырехмоторного самолета, начиная с 10 мая 1913 г., показали, что эти опасения необоснованны. При остановке любого из двигателей самолет нормально выполнял развороты в сторону работающих двигателей. После этого И. И. Сикорский смело поставил все четыре двигателя в ряд с тянущими винтами, добавив при этом еще два руля направления. Первый полет самолета с четырьмя двигателями, поставленными в ряд, был произведен 23 июля 1913 г. Самолет отлично слушался рулей при выключении двух двигателей одной стороны. Жизненность такой схемы — основной для всех многомоторных самолетов — была доказана. Самолет «Гранд» в это время был переименован в «Русский витязь».
За лето И. И. Сикорский сделал на этом самолете несколько десятков полетов, в том числе ряд полетов над окрестностями Петербурга продолжительностью до 1 часа 54 мин с семью пассажирами на борту, установив этим мировой рекорд (2 августа 1913 г.). Жизнь самолета «Русский витязь» была короткой. 11 сентября 1913 г. на 3-м конкурсе военных самолётов сорвавшийся с пролетавшего над «Русским Витязем» самолёта «Меллер II» двигатель упал на левую коробку крыльев, сильно повредив её. Самолёт не стали восстанавливать, к тому же материал (дерево), из которого он был создан, успел отсыреть и вызывал сомнения в прочности.